Разворотная петля на макете
Моделист
железных
дорог,
отвоевав в
своей
квартире
или комнате
кусок
площади для
строительства
макета, в
дальнейшем
сталкивается
с проблемой
организации
движения по
макету.
Несмотря на
увеличивающиеся
случаи
строительства
дома
модульных
макетов (это
происходит
как по
модульным
нормам, так и
ненормированное
строительство),
все еще по-прежнему
основные
усилия
начинающего
моделиста
прилагаются
к созданию "классического"
прямоугольного
макета, где
основной
идеей
рельсового
плана
является
движение по
замкнутому
кругу
различной
конфигурации
и сложности.
Если же
макет
выполнен с
двумя
тупиковыми
станциями,
то иногда
хочется
организовать
непрерывное
движение, и
опять
требуется
менять
полярность
и
переставлять
локомотив. В
макетной
практике
часто
используют
разворотную
петлю. С ее
помощью
можно
решить
несколько
задач.
1. Изменить направление движения состава на макете, не переставляя локомотив в хвост поезду. 2. Обеспечить реальное двустороннее движение по однопутной линии. 3. Обеспечить непрерывное движение по некольцевому макету (например в случае модульных макетов и т.п.) 4. Разворотная петля позволяет создать интересный вспомогательный приемо-отправочный парк, служащий для накопления составов, выведенных из движения, без загромождения видимой части макета. Этот парк, как фрагмент разворотной петли, может быть расположен либо на нижнем уровне, либо за кулисами макета и т.п. Главной проблемой на разворотной петле (для двухрельсовой питающей схемы) является короткое замыкание питающего напряжения при соединении рельсов в петлю. Чтобы этого избежать следует ставить изолирующие участки пути с разрывом на двух рельсах. Но данная мера всего лишь позволяет беспрепятственно включить рельсы в петлю. Локомотив при прохождении участка будет все равно вызывать КЗ! Поэтому поставим еще один разрыв в петлю (см. рис. 1) и включим диоды (VD 1-2). Диоды можно расположить в подмакетном пространстве на небольшой плате, либо выполнить навесным монтажом на лепестках и т.п. Преимущества этой схемы еще и в том, что требуется минимальное число деталей, а весь монтаж выполняется непосредственно на макете. Работа возвратной петли Переводим стрелку в прямом направлении, отправляем поезд по петле до стоп-участка. Локомотив остановится на нем. Диоды будут заперты поданным напряжением, и на стоп участок напряжение поступать не будет. Для убытия из петли потребуется перевести стрелку и подать напряжение обратной полярности, т.е. сменить направление движения. В этом случае диоды будут пропускать ток, и на стоп-участок будет подано питающее напряжение, но уже противоположной полярности. Если применяются вагоны с металлическими колесами, да к тому же с системами освещения вагонов (т.е. работающий токосъем на них), или длинносоставный электро/дизельпоезд, то для уверенной работы петли следует ввести еще один разрыв, с включенными диодами (VD3-4). Это позволит обеспечить на внутреннем участке петли одностороннее движения и при подаче обратного напряжения на этом участке напряжение будет отсутствовать.(Рис.2). Если петля в данном случае расположена на видимом участке макета, можно сделать например, остановочный пункт, где поезд будет всегда останавливаться. Как вариант этой схемы, можно предложить включение петли внутри овала (Рис.3) По внутренней разворотной линии движение будет односторонним. Такой вариант может быть рекомендован для любителей создания, например, скоростной одно-двухпутнои ветки и однопутного примыкания, заодно со сменой направления движения. Еще один вариант использования диодов для организации движения по петле см. на рис. 4. В данном случае применяются изолирующие разрывы на рельсах только с одной стороны. Все эти случаи решают задачу устранения короткого замыкания, но предусматривают остановку поезда на разворотной петле. Для пропуска поезда через петлю без остановки необходимы схемы автоматики. Об этом следующая статья. |